Рабочая программа по муз.воспит. подг.гр.

2023 год
1

№ п/п
Содержание
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
1.2
Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации
рабочей программы (к 7 годам)
1.3
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(в части музыкально-творческого развития)
2.2
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
рабочей программы
2.3
Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4
Организация коррекционно-развивающей работы
2.5
Организация воспитательного процесса
2.6
План образовательной деятельности
2.7
Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы
3.2
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
3.3
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

2

Стр.
3
3
9
12
14
14

17
19
20
20
23
23
24
24
26
26

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ
от 31.07.2020 г. № 373);
- с Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
- c основной программой МБДОУ № 15 «Буратино» (утв. приказом
МБДОУ №15 «Буратино» от 14.08. 2023 г. № 16).
Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа является основой для преемственности образования детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель рабочей программы – развитие музыкально-творческих способностей ребёнка в период дошкольного детства с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
Задачи рабочей программы:
Основные задачи образовательной деятельности
1) приобщение к искусству:
- продолжать развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус;
формировать у детей предпочтения в области музыкальной, театрализованной
деятельности;
- воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну
в процессе ознакомления с разными видами искусства;
- закреплять знания детей о видах искусства;
- формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе
ознакомления с различными видами и жанрами искусства;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки гражданственно3

патриотического содержания;
- формировать гуманное отношение к людям и окружающей природе;
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- закреплять у детей знания об искусстве как виде творческой деятельности
людей;
- помогать детям различать народное и профессиональное искусство;
- формировать у детей основы художественной культуры;
- расширять знания детей о музыке, театре;
- расширять знания детей о творчестве известных композиторов;
- расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях;
называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства;
- организовать посещение учреждений культуры (совместно с родителями
(законными представителями));
3) музыкальная деятельность:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение Государственного гимна Российской Федерации;
- продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать музыкально-эстетический вкус;
- развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация
самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности
в самовыражении;
- развивать у детей музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий
эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- формирование у детей основы художественно-эстетического восприятия
мира, становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к
отражению окружающей действительности в музыке;
- совершенствовать у детей звуковысотный, ритмический, тембровый и
динамический слух; способствовать дальнейшему формированию певческого
голоса;
- развивать у детей навык движения под музыку;
- обучать детей игре на детских музыкальных инструментах;
- знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями;
- формировать у детей умение использовать полученные знания и навыки в
быту и на досуге;
3) культурно-досуговая деятельность:
- продолжать формировать интерес к полезной деятельности в свободное
время (отдых, творчество, самообразование);
- развивать желание участвовать в подготовке и участию в развлечениях,
соблюдать культуру общения (доброжелательность, отзывчивость, такт, уважение);
- расширять представления о праздничной культуре народов России, под4

держивать желание использовать полученные ранее знания и навыки в праздничных мероприятиях (календарных, государственных, народных);
- воспитывать уважительное отношение к своей стране в ходе предпраздничной подготовки;
- формировать чувство удовлетворения от участия в коллективной досуговой деятельности;
- поощрять желание детей посещать объединения дополнительного образования различной направленности (танцевальный кружок, хор, и прочее).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;
- создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа построена на следующих принципах дошкольного
образования, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 6-7 лет, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество с семьей;
5

7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию рабочей программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности
ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовый подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 6-7 лет
При разработке рабочей программы учитывались следующие значимые
характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда;
контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей.
Характеристика контингента обучающихся 6-7 лет
В целом, ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный
субъект деятельности и поведения.
К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные
(или заданные извне) правила и нормы.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. Эмоции глубоки и разнообразны. Формируются эмоциональные представления, что позволяет дошкольникам предвосхищать последствия своих действий, что влияет на эффективность произвольной регуляции
поведения.

6

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.
Дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной
ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные
события.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений
детей о форме, цвете, величине предметов.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче
и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором
средств
выразительности,
достаточно
развитыми
эмоциональновыразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров,
жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование
средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкальнохудожественной деятельности.
Дети способны создавать различные постройки.
Характеристика ребенка перед поступлением в школу
Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное
отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской
7

деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное
внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе
совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может
поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов.
Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода
характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания
сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.
Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и
телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.
Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать
продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также
проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию
педагога, следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности
ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим
схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

8

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ

Содержание и планируемые результаты программы не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной образовательной
программы для детей к завершению дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные
особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому планируемые результаты освоения дошкольниками ООП ДО
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к завершению дошкольного образования.
Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным
темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений
может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не являются основанием для
констатации трудностей ребёнка в освоении программы и не подразумевают
его включения в соответствующую целевую группу.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) на этапе завершения
освоения ОП ДО (к концу дошкольного возраста):
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственноволевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр,
может контролировать свои движение и управлять ими;
- ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма
в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
9

- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться
к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства
других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления
различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и
проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей,
мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире,
в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других
людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных цен10

ностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым
и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем
мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
- ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
- ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и
средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к
природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы
охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными
знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства
для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать
сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом
игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в
одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласо11

вывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами
в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием
и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в
совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной
деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание качества образовательной деятельности по программе осуществляется в форме педагогической диагностики.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.» № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные
гарантии качества образования.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов:
1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия
со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
2. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. Может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики.
3. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС
ДО:
- планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение программы не сопровождается проведением промежуточных
12

аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
5. Педагогическая диагностика проводится на начальном этапе освоения
ребёнком программы в зависимости от времени его поступления в группу
(стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы возрастной группой (заключительная, финальная диагностика).
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. Периодичность проведения
педагогической диагностики: сентябрь, май.
6. Педагогическая диагностика индивидуального музыкально-творческого
развития детей проводится музыкальным работником в произвольной форме на
основе малоформализованных диагностических методов:
- наблюдения,
- свободных бесед с детьми,
- анализа продуктов детской деятельности,
- специальных диагностических ситуаций,
- специальных методик диагностики музыкально-творческого развития.
7. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики музыкального развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений ребенка в области музыкального развития.
Музыкальный руководитель наблюдает за поведением ребёнка в музыкальной деятельности в разных ситуациях.
В процессе наблюдения он отмечает особенности проявления ребёнком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, музыкальный руководитель обращает
внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и
инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице.
Фиксация данных наблюдения позволяет выявить и проанализировать ди13

намику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к
определенному виду деятельности, уточнить знания и другое.
8. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных,
на основе которых музыкальный руководитель выстраивает взаимодействие с
детьми, организует РППС, мотивирующую активную музыкальную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты
освоения программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ»
(В
ЧАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию основных задач образовательной деятельности в области «Художественноэстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития развития)
(см. п.1.1.1).
Содержание образовательной деятельности
1. Приобщение к искусству
1) Музыкальный руководитель продолжает развивать у детей эстетическое
восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к
искусству и художественной деятельности; умение самостоятельно создавать
художественные образы в разных видах деятельности. Поощряет активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
2) Музыкальный руководитель воспитывает гражданско-патриотические
чувства средствами различных видов и жанров искусства.
3) Музыкальный руководитель продолжает знакомить детей с историей и
видами искусства (музыка, танец); формирует умение различать народное и
профессиональное искусство.
4) Музыкальный руководитель воспитывает интерес к национальным и
общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа в процессе знакомства с классической и народной музыкой. Воспитывает любовь и бережное
отношение к произведениям искусства.
5) Музыкальный руководитель формирует у детей основы художественной
культуры, закрепляет знания об искусстве как виде творческой деятельности
14

людей, организует посещение театра (совместно с родителями (законными
представителями).
6) Музыкальный руководитель расширяет представления детей о творческих профессиях (композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра и др.).
7) Музыкальный руководитель формирует представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формирует умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают и так далее).
8) Музыкальный руководитель продолжает знакомить детей с творчеством
русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, А.П. Бородин и другие), зарубежных композиторов (А. Вивальди, Ф. Шуберт, Э. Григ, К. Сен-Санс другие), композиторов-песенников (Г.А. Струве,
А.Л. Рыбников, Г.И. Гладков, М.И. Дунаевский и другие).
9) Музыкальный руководитель поощряет желание детей посещать выставки, спектакли детского театра и др. Педагог развивает у детей умение выражать
в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
2. Музыкальная деятельность
1) Слушание: педагог развивает у детей навык восприятия звуков по высоте в пределах квинты - терции; обогащает впечатления детей и формирует музыкальный вкус, развивает музыкальную память; способствует развитию у детей мышления, фантазии, памяти, слуха; педагог знакомит детей с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов (русских, зарубежных и так далее); педагог знакомит детей с мелодией Государственного
гимна Российской Федерации.
2) Пение: педагог совершенствует у детей певческий голос и вокальнослуховую координацию; закрепляет у детей практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы;
учит брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращает внимание на
артикуляцию (дикцию); закрепляет умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
3) Песенное творчество: педагог учит детей самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; поощряет
желание детей самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по
образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и
танцы.
4) Музыкально-ритмические движения: педагог способствует дальнейшему развитию у детей навыков танцевальных движений, совершенствует умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание; знакомит детей с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и
так далее); педагог развивает у детей танцевально-игровое творчество; формирует навыки художественного исполнения различных образов при инсцениро15

вании песен, театральных постановок.
5) Музыкально-игровое и танцевальное творчество: педагог способствует развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной
исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения
и тому подобное); учит импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и тому подобное); помогает придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами; учит детей самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
Формирует у детей музыкальные способности; содействует проявлению активности и самостоятельности.
6) Игра на детских музыкальных инструментах: педагог знакомит детей
с музыкальными произведениями в исполнении на различных инструментах и в
оркестровой обработке; учит детей играть на металлофоне, свирели, ударных и
электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные
произведения в оркестре и в ансамбле.
7) Музыкальный руководитель активизирует использование песен, музыкально-ритмических движений, игру на музыкальных инструментах, музыкально-театрализованную деятельность в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности для реализации музыкальнотворческих способностей ребёнка.
3. Культурно-досуговая деятельность
Музыкальный руководитель продолжает формировать у детей умение проводить свободное время с интересом и пользой (слушание музыки и др.). Развивает активность детей в участии в подготовке развлечений. Формирует навыки культуры общения со сверстниками, педагогами и гостями. Расширяет знания детей об обычаях и традициях народов России, воспитывает уважение к
культуре других этносов. Формирует чувство удовлетворения от участия в совместной досуговой деятельности. Поддерживает интерес к подготовке и участию в праздничных мероприятиях, опираясь на полученные навыки и опыт.
Поощряет реализацию творческих проявлений в объединениях дополнительного образования.
Для реализации содержания образования по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» используется:
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 15
«Буратино»;
Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

16

2.2. ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО. Она предполагает построение образовательного процесса в формах, специфических для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ДО (п.2.5.).
Основание выбора форм, способов, методов и средств
реализации рабочей программы
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы определяются в соответствии:
- с задачами воспитания и обучения;
- возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- спецификой их образовательных потребностей и интересов;
- с учетом сформировавшейся практики воспитания и обучения детей;
- с учетом результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к возрастной группе детей 6-7 лет.
Вариативность форм, методов и средств реализации рабочей программы
зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов,
мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации рабочей программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности:
- интерес к миру и культуре;
- избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам
деятельности;
- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
- самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
- творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Формы реализации рабочей программы
Согласно ФГОС ДО при реализации рабочей программы используются
различные формы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей 6-7 лет:
- игровая деятельность;
- общение со взрослым и сверстниками;
- речевая деятельность;
- двигательная деятельность
- музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
17

Методы обучения и воспитания
Для достижения задач воспитания в ходе реализации рабочей программы
используются следующие методы:
- организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
- осознания детьми опыта поведения и деятельности (разъяснение норм и
правил поведения, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
- мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования и др.).
При организации обучения используются следующие методы:
- традиционные методы (словесные, наглядные, практические);
- методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей (информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного
изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский).
При выборе методов воспитания и обучения учитываются:
- возрастные и личностные особенности детей,
- педагогический потенциал каждого метода,
- условия его применения,
- реализуемые цели и задачи,
- планируемые результаты.
Для решения задач воспитания и обучения используется комплекс методов.
Средства реализации рабочей программы
При реализации рабочей программы используются различные средства,
представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной, предметной, игровой, коммуникативной, музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое) и др.
При реализации рабочей программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей.
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, а также работа с электронными средствами обучения осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

18

Вариативность форм, методов, средств реализации
рабочей программы
Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
рабочей программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и
обучения обеспечивает их вариативность.
Структура музыкального занятия
1. Вводная часть.
Приветствие. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить детей на занятие. Развивать навыки основных танцевальных движений. которые будут использоваться в плясках, танцах и хороводах.
2. Основная часть.
2.1. Слушание музыки.
Цель: учить детей вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента,
создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
2.2. Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки детей, учить их правильно интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, начинать и заканчивать пение
вместе с педагогом.
2.3. Музыкально-дидактические игры.
Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами, развивать их память и воображение, музыкально-сенсорные способности.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Цель: доставить детям эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание заниматься на музыкальных
занятиях.
Структура занятия может варьироваться в зависимости от образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала на предыдущих
занятиях, а также от общего психофизиологического состояния детей.
2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Для поддержки детской инициативы используются следующие основные
способы:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
- не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях.
19

2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель КРР: обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении рабочей программы.
Задачи КРР:
- выявление обучающихся, которым требуется адресное психологопедагогического сопровождение,
- определение особых образовательных потребностей обучающихся;
- реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитательная работа в осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания ДОО и календарным планом воспитательной работы.
В рамках образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» приоритетным направлением воспитания является «Эстетическое воспитание».
Целевыми ориентирами воспитания по направлению «Эстетическое воспитание» на этапе завершения освоения программы дошкольного образования
являются:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве;
- стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура»,
«Красота».
Это предполагает:
- воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры;
- становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка;
20

- создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
Содержание воспитательной работы по направлению
«Эстетическое воспитание»
Ценности: «Культура» и «Красота».
Цель этико-эстетического воспитания: формирование ценностного отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса,
развитие стремления создавать прекрасное.
Задачи:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее
влиянии на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Виды и формы деятельности:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь организации;
- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми
по разным направлениям эстетического воспитания;
- воспитание культуры поведения.

21

План воспитательной работы
№ Праздники,
п/ памятные
п
даты
1. Сентябрь
2.

Сентябрь

3.

Октябрь

4.
5.

Ноябрь
Декабрь

6.

Январь

7.

Февраль

8.

Февраль

9.

Март

10.

Апрель

11.

Май

12.

Июнь

Событие
(название и форма)

Сроки

Ответственный

«День знаний»
- развлечение
«День воспитателя и
всех дошкольных работников»
- концерт
«Золотая осень»
- развлечение

Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели

«Новый год»
- утренник
«День снятия блокады
Ленинграда» –
тематическое занятие
«День защитника
Отечества» спортивное развлечение
«День освобождения
Аксая от немецко –
фашистских
захватчиков» тематическое занятие
«Международный
женский день» концерт
«День смеха» игровая программа

Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели

«Выпускной бал» концерт
«День защиты детей» игровая программа

22

Музыкальный руководитель, воспитатели

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,
воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели

2.6. ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа, опираясь на образовательную программу ДОО, предполагает проведение музыкальной организованной образовательной деятельности
(далее ООД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПиН.
В подготовительной группе (6-7 лет) занятия проводятся 2 раза в неделю
по 30 мин.
Расписание музыкальной организованной
образовательной деятельности
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Номер (название)
группы
«Золотая рыбка»
«Радуга»
«Золотая рыбка»
«Радуга»

Возраст

День

Время

6-7 лет
6-7 лет
6-7 лет
6-7 лет

Понедельник
Вторник
Среда
Пятница

15:30 – 16:00
10:40 – 11:10
10:10 – 10:40
9:00 – 9:30

2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цели и задачи взаимодействия с семьями обучающихся
Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного
возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) о программе;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их компетентности в вопросах физического развития, охраны и укрепления здоровья
детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства
как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения задач физического развития детей;
23

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс.
Принципы взаимодействия с родителями
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
придерживается следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация рабочей программы обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями:
1) признание детства как уникального периода в становлении человека,
понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка
уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (образовательная ситуация, образовательное
событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемнообучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое),
так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям,
развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом;
3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация
на стратегический приоритет непрерывного образования);
4) учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого
возрастного периода, социальной ситуации развития);
24

5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социальноличностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению
его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора
деятельности, партнера, средств и прочее;
6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
7) индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение
его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
8) оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе специальных психолого-педагогических
подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению
ДО, социальному развитию этих детей, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования;
9) совершенствование образовательной работы на основе результатов
выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации рабочей программы, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам
родительского и профессионального сообществ;
14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социальновоспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной
социально-значимой деятельности;
15) использование широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её
социализации;
16) предоставление информации об особенностях организации образовательного процесса семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
25

17) обеспечение возможностей для обсуждения рабочей программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в т.ч. в информационной среде.
3.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕД-

РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор,
обогащающий развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной,
разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого
ребёнка деятельности.
Для реализации рабочей программы используются следующие возможности РППС:
- территория ДОО,
- групповые помещения,
- специализированные помещения (музыкальный зал, кабинет педагогапсихолога).
Оборудование в групповом помещении размещено в соответствии с его
функциональным назначением, выделены модули для художественнотворческой деятельности.
3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
3.3.1. Перечень учебно-методических пособий
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 15
«Буратино»:
- Образовательная область художественно-эстетическое развитие.
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с
детьми 2-7 лет.
3. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
3.3.3. Перечень музыкальных произведений для реализации рабочей
программы
Данный перечень приведен в соответствии с ФОП ДО.
Слушание. «Колыбельная», муз. В. Моцарта; «Осень» (из цикла «Времена
года» А. Вивальди); «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского);
«Детская полька», муз. М. Глинки; «Море», «Белка», муз. Н. РимскогоКорсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Итальянская полька»,
муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Пляска птиц»,
муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москвереке», муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»).
Пение
26

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Бубенчики», «Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «В школу»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Котя-коток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. Карасевой; «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Песни. «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Зимняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Ёлка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмановой;
сл. З. Петровой; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Новогодний хоровод»,
муз. Т. Попатенко; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шнайдера; «Песенка про
бабушку», муз. М. Парцхаладзе; «До свиданья, детский сад», муз. Ю. Слонова,
сл. В. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы»,
муз. М. Парцхаладзе; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова.
Песенное творчество. «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения. «Марш», муз. М. Робера; «Бег», «Цветные флажки»,
муз. Е. Тиличеевой; «Кто лучше скачет?», «Шагают девочки и мальчики»,
муз. В. Золотарева; поднимай и скрещивай флажки («Этюд», муз. К. Гуритта);
полоскать платочки: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина.
Этюды. «Медведи пляшут», муз. М. Красева; Показывай направление
(«Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», рус. нар. мелодия); «Попрыгунья», «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина.
Танцы и пляски. «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька»,
муз. В. Косенко; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Яблочко», муз. Р. Глиэра (из балета «Красный мак»); «Прялица», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обраб. Ю. Слонова.
Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова,
сл. Л. Некрасовой.
Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар. песня, обраб. В. Иванникова; «На горе-то калина», рус. нар. мелодия, обраб. А. Новикова.
Музыкальные игры.
Игры. Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца;
«Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта «Экоссез»; «Поездка», «Пастух и
козлята», рус. нар. песня, обраб. В. Трутовского.
Игры с пением. «Плетень», рус. нар. мелодия «Сеяли девушки», обр.
И. Кишко; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», рус. нар.
песня; «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус. нар. песни; «Ищи»,
муз. Т. Ломовой; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обраб. А. Гречанинова;
«Савка и Гришка», белорус. нар. песня.
Музыкально-дидактические игры.
27

Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка», «Подумай, отгадай»,
«Звуки разные бывают», «Веселые Петрушки».
Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму». Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чем играю», «Рассказ
музыкального инструмента», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха. «Громко-тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи».
Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня - танец - марш», «Времена года», «Наши любимые произведения».
Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай песню»,
«Повтори мелодию», «Узнай произведение».
Инсценировки и музыкальные спектакли. «Как у наших у ворот», рус. нар.
мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «На
зеленом лугу», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Золушка», авт. Т. Коренева, «Муха-цокотуха» (опера-игра
по мотивам сказки К. Чуковского), муз. М. Красева.
Развитие танцевально-игрового творчества. «Полька», муз. Ю. Чичкова;
«Хожу я по улице», рус. нар. песня, обраб. А. Б. Дюбюк; «Зимний праздник»,
муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз.
В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обраб. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обраб. К. Волкова.
Игра на детских музыкальных инструментах. «Бубенчики», «Гармошка»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Ю. Островского «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорокасорока», рус. нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского-Корсакова); «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова; «Вальс»,
муз. Е. Тиличеевой.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».